Тверское происхождение легенды

Аргумент о венчании Дмитрия-внука шапкой Мономаха является одним из основных в гипотезе о связи с церемонией 1498 г. генезиса Сказания о князьях владимирских, одной из его редакций [Зимин 1982, с. 150-151]. Я. С. Лурье склонен был считать первоначальным вариант Чина венчания Дмитрия-внука с упоминанием шапки Мономаха и с царской терминологией, т. е. Летописную редакцию, а в других редакциях «почетные подробности» были удалены «задним числом», после смерти Дмитрия-внука в 1509 г. [Лурье 19602, с. 384-386]. Лето­писная редакция представлена в «своде 1518 г.» [ПСРЛ, т. 28, с. 330-331], в Со­фийской II — Львовской летописях [там же, т. 6, с. 241-242; т. 20, ч. I, с. 366 — 368], Воскресенской, Никоновской [там же, т. 8, с. 234; т. 12, с. 246], Иоасафовской [ИЛ, с. 134-137] летописях [12] . Больше узнать об истории России, ее легендах и сказаниях можно пройдя по ссылке http://web-kapiche.ru/892-mat-syra-zemlya.html.

Я. С. Лурье не принял во внимание аргументацию, изложенную автором настоящих строк, с обоснованием раннего происхождения Повествовательной ре­дакции [Синицына 19892] [13], а также и аналогичную датировку, данную (хотя без изложения аргументации) И. А. Тихонюком [РФА, вып. 3, с. 604]. В бо­лее поздней работе Я. С. Лурье утверждал: «В начале 1498 г. Дмитрий-внук был венчан шапкой Мономаха как „великий государь всея Руси»»; легенда об Августе «была, возможно, использована для обоснования коронации Дмиnрия-внука». В конце XV в., по мнению автора, наиболее важным компонен­том идеи власти московских государей «была, очевидно, легенда о регалиях Мономаха, о происхождении русских князей от императора Августа, введен­ная в русскую письменность Спиридоном-Саввой, тверским кандидатом на митрополию в 70-х гг. XV в.» [Лурье 1994, с. 198, 221].

Уже говорилось о том, что нам известно лишь о тверском происхождении самого Спиридона-Саввы, но нет свидетельств, что он был кандидатом именно тверских кругов. «Фан­тастическую генеалогию „от Августа-кесаря», — продолжал Я. С. Лурье, — Спиридон-Савва в своем послании о Мономаховом венце доводил первоначально до тверских, а не до московских князей, что свидетельствует о тверском про­исхождении легенды». Предположение о тверском источнике еще более чет­ко было изложено в более ранней работе: «Спиридон, по-видимому, полно­стью переписал рассказ о происхождении владимирских и тверских князей из какого-то тверского памятника, составленного в первой половине XV в.» [Лурье 19602, с. 388].

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

один × 2 =

×
Рекомендуем посмотреть